Блог Ефимовой
Судьба Культура Кино, сериалы, вино и домино Громкие имена Россия - Родина моя История

ОТЧИЙ ДОМ, ЕКАТЕРИНА РОЖДЕСТВЕНСКАЯ И ПЛАТЬЯ НАШИХ МАТЕРЕЙ

Мой давний друг, писатель, выросший в среде литературных гениев, прочел мою заметку о дочери поэта и не очень, как мне показалось, ее одобрил. Ведь я попробовала сравнить несравнимое. Мы росли слишком в разных условиях. Взгляд на мир, страну, ее прошлое - почти с противоположных ракурсов.
А я подумала - может, в этих самых ракурсах и таятся проблемы сегодняшних сложных отношений зрителей, читателей с теми, кто для них снимает и пишет?
Рассудите нас, пожалуйста. Стоит ли обращать на это внимание?
********
Гламурные фотоколлекции Екатерины Рождественской мало напоминают этот снимок. Но, видимо, она наткнулась на него, листая старые издания в поисках новых идей.
И написала у себя на странице, на какие тяжелые мысли натолкнуло ее то, что она увидела на фото.

Старая фотография 50-х. Женщина идет из магазина, несет что-то в авоське. Захотела попить, полезла в карман за мелочью. Совсем не старуха, лет ей не так уж много, от силы, 55-60... Ничего особенного. Но как можно было так выглядеть? Не поверю, что это вся ее одежда. Это просто другая психология. Уверена, ей неловко было даже подумать, что можно перед выходом в люди посмотреться в зеркало, причесаться - нет, она же рабочий человек! Не до того тогда вроде как было, другим жили, о другом думали. Вот и выжигали в себе женственность, - ни мужчин, ни женщин, просто работники. Но чтобы до такой степени себя не уважать... Не понимаю. Хотя сегодня могла бы быть в тренде)).

Мы с Екатериной почти ровесницы. Значит, помним что-то общее о молодости наших матерей. Или тоже не стоит сравнивать, поскольку мы росли в разных кабинах социального лифта?
О себе я пишу, не стесняясь таёжного происхождения. В рубрике "Судьба" найдете почти всё и я не собираюсь останавливаться.
А вот короткая биографическая справка женщины, с которой мы родились в одной стране в одно и то же время.
Юная Катя ходила в детский садик Литфонда. С семи лет изучала английский язык. С девятого класса мечтала стать врачом, но к окончанию школы вдруг изменила решение и поступила в МГИМО.
В 1979 году окончила его по специальности «международные отношения». В институте выучила французский язык. После института работала на Гостелерадио СССР, где переводила иностранные передачи на русский язык. Потом трудилась переводчиком художественной литературы. В 1985 году вместе с мужем отправилась на три года в Индию - в корпункт Гостелерадио СССР.
Ну, дальше известное увлечение фотографией, потом дизайном одежды, бренд, посвященный отцу «ROB-ART by Katya Rozhdestvenskaya».
*******
Мы жили в одном городе, но в разных мирах. Отец, командир стройбата, приезжал домой раз в неделю. Гражданской одежды у него практически не было. Наоборот, братья часто носили его салатовые форменные рубашки за неимением других. Бабушка, приезжавшая к нам время от времени из алтайской Карагайки, носила в основном вещи, пошитые собственным руками (и кукол мне шила из холста), плюшевую кацавейку и полушалок. Когда приехал из Бийска дед Дементий, и отец повел его во Дворец съездов, он с гордостью достал белые праздничные валенки и надел их вместо черных. Незабываемый момент в истории семьи! У деда были козы, и он сам валял эти валенки из их шерсти.
Мама окончила офицерские курсы кройки и шитья. В доме стоял настоящий женский манекен на ножке. С крупными округлыми формами, поэтому субтильных актрис в современном кино про те времена не понимаю. Гонялись за выкройками, рисовали их сами на миллиметровке. Даже платье на выпускной сшила мне мама. И все удивлялись его неземной красоте.
Но когда подряд женились оба брата, маме пришлось забрать страховку, которая была у нее чем-то вроде сберкнижки. (На самом деле по нашим пятиэтажкам ходила душевная страховщица, они любили с матерью поболтать на кухне. Вот она ее и уболтала, и заходила потом на чай каждый месяц.) Но все равно после свадеб я оказалась без осеннего пальто. И мне принесла его соседка сверху - моя учительница биологии. Не скажу, что мне нравилось это пальто, тем более в нем уже походила ее подросшая дочка. Но было холодно. И спорить было не о чем.
Еще вспомнился мне фильм "Отчий дом", который я очень люблю.
Видимо, Рождественская его не смотрела или не поняла.
Помните, в самом начале героиня Людмилы Марченко, столичная девушка, с ужасом узнает, что она приемная дочь. А настоящая ее мать живет в деревне. Раздается звонок, приходит, она думает, как раз такая женщина. Молочница с бидоном. И Таня сразу смотрит ей на ноги, медленно поднимая глаза.

Девушка поедет в деревню знакомиться с деревенской мамой в своих красивых столичных платьишках и туфельках. Абсолютно в тренде. Будет смотреться в зеркало и блюсти женственность. Свою мать не сразу поймет и примет. Хотя та будет очень стараться...


Мать заметит каждый взгляд, каждый вдох своей дочки, которую искала долгие годы.

И как только девушка выбежит на улицу, уберет даже кошку в комод. И скажет деду, что он не понимает:
-Не нравится ей наша кошка. И всё...

Не знаю, как повела бы себя Таня, найдись настоящая мама не в деревне, а, скажем, в Ленинграде. И одета была бы не в ситцевую юбку, а так, как видится Екатерине Рождественской. К примеру, в наряды из Дома моделей.
Но, мне кажется, первый сдвиг в сознании героини "Отчего дома" произойдет, когда она посмотрит на портреты на стене и, наконец, удосужится спросить деда, кряхтящего на печке - кто это.

И узнает, что это ее семья. Отец погиб в 1943-м. Брат Ваня был тракторист, потом танкист. Убитый. И младшенький Петя тоже погиб. Подо Ржевом.
Никто из них не вернулся с войны.
Она у своей деревенская матери - женщины с выжженной женственностью, в стоптанных сапогах, полушалке, пошитой руками одежке - осталась одна. Единственная.
Деревенская мать с натруженными руками, не "в тренде", в старом пиджаке с мужниного плеча, не скажет ей ни слова. Только горько вздохнет у порога, войдя в избу в этот миг.

Фильм снят в 1959 году. В то время, из которого Рождественская вытащила покоробивший ее снимок.
И оскорбила всех наших матерей.
Разве не имела я права об этом сказать? Даже если не ходила в детсадик Литфонда.
Я вообще не ходила ни в какой. Нас было четверо. Мы выросли во дворе. В саду, который цвел и зеленел перед домом.