Блог Ефимовой
Политика Культура Искусство Мы и мир Кино, сериалы, вино и домино

ШОК, ТРЕПЕТ И УРОКИ ИРАНСКОГО СЕРИАЛА «ШАХЕРЕЗАДА»

Наш человек очень странно устроен. При том, что он еще не видел Камчатку и не добрался до Териберки, чтоб услышать то, что думают местные жители об авторах «Левиафана», россиянин вечно рвется в неизведанные дали. Его манят названием то какие-нибудь недосягаемые Маршалловы острова, куда ему точно не надо, поскольку местные атоллы много лет были полигоном ядерных испытаний, то Занзибар, поскольку воспет любимым детским поэтом...
Вся жизнь человека, привыкшего к необозримым просторам своей страны, устремлена к постижению загадок Вселенной. Как минимум. Таков масштаб наших душ, устроенных, по словам одного русского философа, как широкая бескрайняя степь.
Другая наша особенность - умение пройти мимо очевидного. Того, что прямо под рукой. Почему-то уверена: те, кто правильно ругает телевизор за то, что вечером глазу не на чем остановиться, воспринял слово «Шахерезада» как обещание сказок про «1000 и одну ночь», а это совсем не так. Когда на «Культуре» два года назад впервые показали иранский сериал с таким названием, я жадно искала продолжение, чтобы даже без перевода узнать о дальнейшей судьбе героев.
Сейчас его повторяют, и я снова ловлю каждую деталь.

В прошлый раз перед началом показа в передаче «Наблюдатель» интересными фактами поделилась Лана Раванди-Фадаи, дочь русской женщины и иранского отца. Она рассказала о главном событии, который лег в основу сценария - с него и начинается фильм. Это практически первая удачная оранжевая революция, проведенная англосаксонским миром на чужой территории в 1953 году.
Доктор Моссадек, возглавлявший тогда Иран, считался чуть ли не коммунистом, и в его смещение Штаты вложили немало фантазии и средств. Но востоковед полагает, что США тогда сильно преувеличило советскую активность в Иране, а вот мы недооценили их присутствие там.
Вопрос, быть может, спорный. Шла холодная война. Поднимались народно-освободительные движения, которые мы-то в школе еще изучали, а сейчас уже и не знаю. Жители Ирана начинали интересоваться, почему все обнаруженные запасы нефти принадлежат англичанам, американцам, французам, но никак не им. (Корни «Бритиш Петролеум» и один из источников богатства Ротшильдов тоже там).
Победивший шаха Пехлеви на выборах доктор Моссадек мог изменить ситуацию. Например, провести национализацию нефтяной отрасли. В игру очень вовремя включились американцы, и после переворота 1953 года, по словам эксперта, 40% нефти принадлежало уже им, 40% англичанам, 8% - французам, что-то перепало голландцам. Жители страны снова остались ни с чем.
Лана нашла в архивах воспоминания о том, как иранский посол в разговоре с Молотовым назвал политику Моссадека танцем на канате и назвала так свою книгу о тех событиях. Помогло в ее изысканиях и то, что Обама в 2013 году к 60-летию переворота вдруг рассекретил часть архивов.
Вот она показывает карту, на которой указаны точки, в которых по часам расписано, где какая группа «спортсменов» будет устраивать беспорядки.


Операцией руководил внук Рузвельта, работавший разведчиком в Иране. Лана назвала его упорным парнем, который после первой неудачи был отозван из страны, но сделал вид, что не получил сообщение, и вторая попытка достигла цели.

В фильме по улицам городов идут откровенные бандиты, сокрушающие всё на своем пути.
Они целенаправленно громят редакции демократических СМИ, в одной из которых работает любимый человек главной героини, журналист Фархад. Его обвиняют в гибели одного из громил и приговаривают к смерти. Спасителем становится местный крестный отец, господин Бозорг, а спасение обязывает Шахерезаду стать второй женой зятя этого могущественного человека.
Поскольку после переворота с помощью американских и израильских спецслужб была создана тайная полиция и работал маховик страшнейших репрессий, особо спорить не приходилось.
Но на фоне исторических катаклизмов развивается потрясающая по драматизму любовная история. А детали, которые мы видим на экране полностью рушат наши представления об этой загадочной стране. Недаром эксперты «Наблюдателя» говорили о большой внутренней свободе иранцев и нашем ложном понимании их глубокой религиозности.
Невероятный статус в стране имеет женщина. Да, иранка должна носить платок. Но она - ханум. И пользуется уважением, о котором мы можем только мечтать. У Ланы, естественно, много родственников в Иране, она бывала у них много раз. Но никогда не встречала мужчину, у которого две жены. Плюс (и это настоящий шок для меня) она утверждает: иранцы - страшные подкаблучники. Царит настоящий матриархат. Как ни парадоксально, сложился он на протяжении последних 30-40 лет, после Исламской революции. Законодательство обеспечило женщине право в случае развода (а иногда и без него) требовать от мужа компенсации, которая обозначена в брачном контракте чистым золотом и часто выражается астрономической суммой. Если он не может ее выплатить - добро пожаловать в тюрьму, где нынче и пребывают несколько тысяч таких неудачников.
Мужчины на востоке плачут. И плачут много. Это считается естественным выражением чувств. В сериале мы это увидим не раз.

Любовь в персидской культуре занимает едва ли не главное место. На земле в чувствах обычных людей - она выражение великой божественной любви. Помогают говорить о ней и стихи, знать которые в большом количестве просто принято в стране, где живут достаточно образованные люди. А Фархад, любимый Шахерезады, еще и заведует в газете отделом литературы.

Глаза героев и музыка сериала рвут душу в мелкие клочья. Счастье, что русские субтитры еще и рассказывают, о чем поют в Иране. Саундтрек «Азизам коджаи?» («Дорогая, где ты?») давно живет в интернете отдельным номером и стал гимном поклонников фильма в группе в ВК, которая названа как кафе, в котором встречаются герои.
Приятно, что на отзывнике зрители почти поголовно дали сериалу пять звезд. Наткнулась лишь на один отрицательный отклик (три звезды):
О сериале "Шахерезада" узнала из Дзена. Рекомендации были отменные. Я ломанулась искать и смотреть. Говорят, что иранские сериалы самые интересные и завораживающие. Не верьте! Песни в сериале есть, но они на слух заунывные. Такое ощущение, что плакальщиц наняли. В стране законы суровые - это сказывается на людях и на искусстве.
Зато если уж человек проникся, то даже слова находит особенные. И письменная речь обретает не сегодняшнюю интонацию:
Мне не удалось посмотреть по культуре этот сериал, муж не понял бы меня. Смотрю на ютубе. Я очарована красотой. Поэзия, музыка, история, простая человеческая история, так трогает душу! Эмоции, которые испытываешь при просмотре, честно говоря, как будто достаёшь из тайников своей души. Столько ила и тины на поверхности её, принесенных современным искусством...
Вы только не подумайте, что «Шахерезада» - слезливая мелодрама не для мужа. Одна из типичных сцен сериала достает просто до гланд. Отцы героев - давние друзья и преданные слуги господина Бозорга (а по-другому жить и не получится). Один торгует коврами, другой владелец ресторана, где после закрытия убивают врага их крестного отца, виновного в гибели его жены и сыновей.
Друзья, надев белые фартуки, «прибираются». Один, щадя больное сердце другого, отодвигает его рукой и сам заталкивает бездыханное тело в мусорный бак.
Накрывает его крышкой. Стоящий без сил отец Шахерезады извиняется за слова и поступок, которые могли показаться обидными отцу Фархада. И напоминает:
- Я твой преданный друг, Хашем.
- А я еще больше.
- Лучше собакой стать, чем подвести своего друга.
- Да посрамятся твои враги.
- Хашем, дорогой мой!
Звучит чувственная лирическая мелодия. Камера отъезжает и останавливает наш взгляд на крышке бака.