Блог Ефимовой
Политика Культура Лица оппозиции Кино, сериалы, вино и домино Образование

БИТВА ЗА ИСТОРИЧЕСКУЮ ПРАВДУ И ХОРОШЕЕ КИНО: ЕВГЕНИЙ БАЖЕНОВ ПРОТИВ ИРИНЫ ШИХМАН

Можно назвать то, что Ирине хотелось бы считать интервью - "Чапаев и пустота", где слово с маленькой буквы под звуки фанфар определяет ее небогатый внутренний мир. Награда, наконец, нашла героя.
С шашкой наголо, словно вдоль по Питерской, отстояв Гагарина, Зою, чернобыльцев, всё, что дорого и свято моему поколению, промчался по ней сетевой конкурент, не оставив и мокрого следа. Долго ей еще сохнуть и отряхиваться. Но я бы на ее месте и не вставала. В конце объясню почему.
О существовании BadComedian я когда-то и не подозревала. Меня к Евгению подтянула дочь. И мы, друзья, глубоко ошибаемся, считая окружающую нас молодежь безмозглыми амебами, которым можно втюхать что угодно. Баженов покорил даже меня, старую опытную лошадь, видавшую виды, тем, как с улыбкой истину киноцарям - с короной любого веса - говорил. Не боясь судов и разборок в подворотне.
Его сюжеты не в бровь, а в глаз опирались не на лихие словесные пассажи, а на аргументы из книг и документов, которыми он загонял в угол любого тяжеловеса. "Яхудожникятаквижу" представлялись ему слишком легкой добычей.
К его интервью с Шихман дочь привела меня чуть ли не через час после появления в сети. И я честно могу признаться, что всю первую половину просмотра кровь так и хлестала из моих душевных ран. И я не могла собраться, чтоб досмотреть и поделиться впечатлением целую неделю.
Немыслимо на коротком отрезке времени многократно слышать из уст дамы суждения про оборот Гагарин об-ся (за полный вариант робот снимет текст из доступа, а Козловскому, девушке и кинам киношников можно, пленка не краснеет). Невозможно принять радостный посыл Ирины, ее твердое убеждение - она не может себе представить человека, бегущего в бою с криком "За Родину, за Сталина!", такого не было и быть не могло.
За маму и папу - она понимает. Как и авторов фильма про Зою. Как дорогого ее сердцу журналиста Пивоварова, доказывавшего, что к Родине подвиг партизанки не имеет никакого отношения - было всего-навсего личное решение юной партизанки. Больше ничего.
Вот с таким выражением лица Шихман слушает, сколько книг прочел Евгений о Чернобыльской аварии.
Джентльмен не может назвать даму земляным червяком, даже если очень хочется. Но выражение лица Евгения периодически говорило куда о большем.
Не по Сеньке шапка, не по Ире шляпка оказался этот крепкий паренек.
Не Козловский. И место Данилы на скрижалях истории после того, как его легко оседлала Ирина, вы теперь можете представить.
Рассказ об этом при известных обстоятельствах мне с Дзена пришлось снести. Но он остался здесь - "Как прокололся Данила Козловский, рекламируя свой "Чернобыль". (оставьте на закуску - текст большой)
А какой конгитивный диссонанс накрыл Ирину, когда она услышала, что Евгений изучал и другие подобные катастрофы по всему свету.
- А что - так нужно было? - читалось на ее лице.

Она, похоже, об этом слышала впервые. Так что Евгению пришлось выступить еще и в роли просветителя девушки, которой периодически внимают почти два миллиона подписчиков.
К западному сериалу "Чернобыль" он сначала отнесся критически, но после того, что сделал Данила, Баженов говорит: их фильм - уровень матан (спросите у детей, они объяснят), IQ - 300 у каждого, кто писал тот сценарий, такие глубинные идеи запихнуть - по сравнению с тем, что отечественный кинематограф делает - дорогого стоит. О том, с чем он там согласен, с чем нет - сами, если что, послушаете. Только имейте в виду, как говорит моя дочь про Баженова: "В его черных скетчах - юмор Тарантино".
Немало шлака он нашел в американском сериале, но прошло время и, пересмотрев его после выхода нашей версии, сказал себе: "Господи, пусть только Запад и снимает про нас. Если мы снимем про себя - лучше не надо".
Козловский говорил, что причиной аварии было вранье. Баженов, рассказав, сколько историй можно было положить в историю отечественного фильма, не повторяя чужие, только что отснятые другими идеи, возвращает ему бумеранг:
- Все эти рассказы - мы не знали, что выйдет фильм про... Вышел (американский) "Чернобыль" внезапно! Ах!
- "Как так? А мы уже начали снимать". Потом они начали говорить, что "мы на фонде кино только узнали"... У них постоянно (менялась версия). Вот где ложь! Вот цена лжи. Вот куда нужно этот вопрос задавать.
Шихман:
- Да Бог с ними. Захотели и сняли. На ту же самую тему.
Баженов:
- На свои деньги они сняли? 4 миллиона безвозвратных они взяли. Рассказали то же, что НВО (американский телеканал) только менее талантливо с Данилой Козловским в главной роли, который говорит, что Гагарин об-ся.
*******
Их пинг-понг на важные темы в коротком пересказе.
Почему у нас такое плохое кино?
Во многом из-за условий, в которых наш кинобизнес появился. Во многом из-за того, что всё работает и так:
- Прибыль есть. Заработки есть. Какие вопросы? Что еще нужно? Мы не живем в мире, где хорошее - в приоритете. Приоритет - заработать. Наше кино зарабатывает. По крайней мере, люди, которые его снимают, зарабатывают. В том числе до показов. Реклама, продажа прав. Заказы. В том числе государственные. Мало примеров крупных фильмов, которые бы не спонсировались государством. Всё у нас спонсируется государством. Кино живет на дотациях. Если оно зарабатывает это круто. Если нет - ну... ладно.
Про плохие сценарии.
- Если мы обращаемся к комедийному гуру Сарику Андреасяну - его комедии деньги собирают. Смысл менять сценарии? Какая цель?
- Возьмем самый прибыльный фильм "Движение вверх". Получается же - замечательный сценарий. Да, взяли за основу западный сценарий, перекроили, переврали и так далее. Но - он принес 50 миллионов долларов. Какой смысл что-то менять? Он деньги принес? Принес. Всё.
- А не принес... Ну не пошли. Неправильная маркетинг-стратегия. И так далее. Мне кажется, зритель очень мало влияния имеет. Если представить ситуацию, что внезапно зритель пойдет только на хороший сценарий - безусловно, туда поток денег пойдет. Но ведь такого же не будет.
Ирина:
- То есть это не то, что все говорят - воровство, коррупция? На фильм выделяют, грубо говоря, сто рублей, а до режиссеров, актеров и сценаристов доходит десять.
- Это как про футболистов. До них деньги доходят?
- Да.
- Они играют?
Улыбка.
- Значит, не в деньгах вопрос. Они вряд ли специально пишут плохо, потому что им недоплатили.Режиссеры говорят, что сценарии замечательные. Они приносят деньги. Какие еще вопросы? Если фильм приносит деньги, я могу бомбить сколько угодно. К автору вопросов быть не должно. Идиотизм, что деньги на него дал Минкульт. Фильм успешный? Успешный. Денег принес? Принес. Всё.
*******
Шихман в защиту реплики Козловского. То, что от гнева подбросило меня до небес.
- Ты серьезно веришь, что Гагарин не мог испугаться? Что он не рисованный, писанный из советского телеэкрана персонаж, который без изъяна?
Баженов:
- Нельзя так пошло к этому подходить. Это просто плохой кинематограф. Когда вы не можете донести идею, что каждый человек может испугаться, кроме идеи Гагарин об-ся, то вы - бездари. Вы подходите к фильму абсолютно пошлыми лобовыми методами.
Шихман говорит, что если бы они с Баженовым оказались в Чернобыльской катастрофе и всё вокруг горит, они не стали бы подбирать слова:
- В такой катастрофической ситуации ты прикапываешься к словам героя, который сейчас сам об-ся и пытается другому сказать, чтобы он не боялся. Гагарин в этом плане очень хороший персонаж, потому что его все очень любят. Про него мало говорят плохого. Он 100% идеален в нашем понимании сегодняшнего дня. Такой суперстар. И тут создатели вкладывают в уста своего героя вот такое слово. А ты говоришь: "Нельзя так про Гагарина".
Баженов:
- Да.
Ирина:
- А про Терешкову можно?
Баженов:
- И про нее не стоит.
Евгений объясняет, что Гагарин был летчиком-испытателем со всеми присущими таким людям качествами.
- Но ты веришь, что Гагарин мог волноваться и бояться? - продолжает Ирина.
Вот оно! Слово "волновался" Женя нашел вполне нормальным. Но Козловскому понадобилось другое слово. Ради чего стоило задевать реального человека, который, к слову, уже не ответит? И жена его уже не ответит.
Баженов:
- Здесь пихаются идеи, которые, видимо, главенствуют в истории с Данилой. Данила вот так себя чувствует. Замечательно. Но я не согласен с этим. Я говорю - дегенеративный сценарий, дегенеративная пошлая подача. Старайтесь, ребята. А я буду делать свои ... обзоры на ваши ... фильмы.
Ну, с моими многоточиями вам должно быть всё ясно.
Дальше пошел любимчик Иры репортер Пивоваров, который когда-то казался лично мне вменяемым, но, как говорится, шли годы. Я не буду пересказывать бурный спор по поводу "религиозного подтекста советской космической саги", который тут пытается втереть журналист.
Шихман спросила у Евгения - чем ему не нравится Пивоваров?
Женя у себя в видеоблоге раздраконил его документалку про Норильский разлив (я не знала), потом версию Зои. Вернее, вывод, который делает Алексей в конце "расследования" подвига Зои Космодемьянской:
- Когда человек решает принести себя в жертву, отдать свою жизнь за Родину - это не идеологический поступок. Нет. Это глубоко личное решение.
Вывод Пивоварова, по словам Баженова:
- Она воевала не за идеологию. Это было личное решение. Внезапно в фильме от наших государственных друзей - звучит то же самое. Безусловно, это одна повесточка, которую нам дают. Искренне ли так считает Алексей? Возможно.
В своем обзоре - в ответ Пивоварову и авторам фильма "Зои" - Баженов привел кучу документальных подтверждений тому, что девушка была далеко не чужда идеологии своего времени, что мать воспитала ее именно в таком ключе.
Женя нашел и зачитал сочинения Зои:
- Я понимаю зачем так делают киношники. Они убирают дневник Зои. Они убирают всю информацию про Зою. Книгу матери. Всё это убирают. И пихают свою версию событий для зрителя. Зачем это сделал Алексей - у меня нет догадок. Но его вывод на 100% совпадает с выводом фильма. Не в контексте веры Зои, а в том, что она воюет за булочку, за личное решение, за маму... И фильм декларирует ту же идею. Личное решение. По Алексею, неважно за что ты встаешь и идешь - главное встать и пойти. Ты не знаешь, что будет дальше. Не знаешь за что. Это личный твой выбор. Как и в фильме "Зоя": сейчас будет война - люди так же встанут и пойдут.
****
Диалог на тему "Почему так сложно рассказать об идейных людях?" Вопрос Ирины из серии "Прекрасное":
- Ты обвиняешь, что они берут героя, который как бы продается и делает подвиг ради какой-то наживы?
- Да.
- То же самое есть в твоем обзоре про "Зою". Что сегодня берут какой-то сюжет...
- И делают его ребрендинг на новый лад.
- Пытаются объяснить те события и мотивацию тех людей!
- С точки зрения сегодняшнего дня, когда другие ценности.
И Евгений пытается объяснить Ирине поистине - для ее мировоззрения - необъяснимое. Про действия людей в советской системе. Про то, что их поступки невозможно запихнуть в систему нынешних ценностей того же Данилы Козловского. Данила изумленно спрашивает ликвидаторов - зачем они это делали?
- А действительно - зачем они это делали? Действительно, сложно понять, когда не изучаешь весь пласт информации, не понимаешь исторический контекст, то время, те условия, ту пропаганду в том числе. Если всего этого не понимаешь, думаешь - вы что, дебилы, зачем вы все это делали? Почему не попросить квартиру-трешку в Крыму, чтобы совратить модную парикмахершу, потому что без трешки она не будет встречаться с тобой? Гениально просто!
- И когда еще в вашем с ним интервью подставляются ликвидаторы. мне как это воспринимать? Вот они там говорят: "У меня была совесть. И я пошел". Мне как это воспринимать - они врут, что ли? Или это советская система соврала про них и они продолжают эту ложь держать? Почему эти ликвидаторы такие, а Даня не понимает - как они могли это совершать?
И вот ключевое - про всю эту тусовку! Про то, как она себя поведет, если что. Ирина:
- Женька, а ты понимаешь? Я не понимаю человека, который бежит на войне и кричит "За Родину, за Сталина!" Мне кажется, что он бежит за родных, за людей, которые понимают, что он хочет им... Но точно ни за какого-то Сталина. Ну правда!

Баженов:
- Тот есть идейных людей не существует? Вот за какую идею держатся независимые журналисты?
Ирина отвечает (после всего, что только что услышала) - рассказывать правду своим зрителям. Что это за идея такая - за правду, уточняет Евгений. Наивность советская? Как можно быть таким человеком? Ирина говорит, мол, это моя профессия.
Баженов:
- Мотивацию за маму, за папу, за булочку, за трамвайчик - я понимаю. А за правду - что за мотивация такая? В данном контексте, по-твоему, идейность работает, а в советском нет?
Шихман смеется. А Евгений объясняет ей на недавнем примере из Перми: как, с ее точки зрения, можно снять фильм про лейтенанта ДПС?
- Ну нет же идеи! Человек идет. А ради чего он шел? Разве этот стрелок убил бы его родителей? Нет. Братьев его? Нет. Как стрелок вообще соприкасается с этим дэпээсником? Зачем Калинин идет и совершает то, что совершает? Он идет на пули!
- Он готов жизнью пожертвовать! Как это происходит?
Здесь я остановлюсь. Сниму шляпу перед Евгением, терпеливо и тактично себя державшим почти два часа.
И еще раз поблагодарю дочь за то, что она познакомила меня с этим парнем. Я рада, что она и ее сверстники доверяют его точке зрения и смотрят именно его обзоры кино и жизни. Хоть он бывает страшен и непрост как Тарантино.
Если честно - я думала, что таких, как дочь, единицы. Но посмотрела на отклики под видео. И радости моей не было конца.
Вот только три - а там таких сотни!
- В первый раз зашла на канал Шихман посмотреть на Баженова, которого очень уважаю. Не ожидала, что Шихман так глупа. Они вообще на разных языках говорят. Интервью с такими поверхностными самовлюблёнными актерами как Козловский - это ее потолок. Люди вроде Жени недоступны для ее понимания.
- Целый час Евгений втолковывает интервьюеру, что существуют такие понятия, как ДОЛГ, ЧЕСТЬ, СОВЕСТЬ и именно эти чувства двигают людьми, совершающими подвиг.
- Не могу избавиться от мысли о том, как же мне и нам всем повезло, что Женя не бросил делать то, что делает, не испугался блокировок и суда с тем же кинодансом, да и вообще имеет терпение вот так объяснять вполне очевидные для хоть немножко думающих людей вещи. Искренне им восхищаюсь и горжусь, что такие люди есть у нас в стране, потому что пока они есть, я не потеряю в нее веру.